Хендпан и гитара. г.Находка

Хендпан с другими инструментами


Как любая перкуссия, ханг совместим с другими музыкальными инструментами. Однако у любой перкуссии есть своя специфика, и ханг не стал исключением. Тональные области ханга настраиваются в определенный строй. Нередко этим строем является дорийский лад. Это натуральный минор с повышением шестой ступени. Ханг с таким строем будет звучать, соответственно, минорно, лирически. Очень немногие заказывают мажорные ханги, но это обычно второй или третий инструмент в арсенале профессионалов.

Несмотря на то, что у ханга может быть аж 7-8 нот, на нем можно сыграть только определенные мелодии или рифы. Они должны состоять только из таких нот, которые входят в строй ханга. Таким образом, любые хендпаны являются в музыкальном смысле ограниченными инструментами. Но изюминка ханга заключается в удивительном тембре и богатой фактуре звучания.
Довольно сложно назвать инструмент, который лучше всего сочетается с хангом. Таких инструментов немало. Однако есть и такие, в компании с которыми ханг теряет свое инопланетное обаяние. Взять, например, саксофон. Наверняка, парочка виртуозов смогли бы подружить эти два совершенно разных инструмента. То же самое можно сказать о сочетаниях с кларнетом, фортепиано и даже или с электрогитарой. Волшебное звучание ханга в названных комбинациях не раскрывается. В то же время другие классические инструменты с хангом отлично звучат, например, скрипка, флейта или арфа.

Если искать закономерности удачного сочетания ханга с другими инструментами, то ее вряд ли удастся найти. Формула имеет слишком много составляющих и для людей романтического склада ума практически неразрешима. Да, и ни к чему это. Пока ханг не послушать в дуэте с тем или иным инструментом, сложно дать однозначный ответ насчет их гармонии.
Однако ханг сочетается практически со всеми этническими инструментами. Они такие же загадочные, как и он сам. Вместе загадки становится больше и наступает эффект синергии – слияния однонаправленных энергий.

Ханг беспроигрышно подменяет разную «мелодичную» перкуссию. Например, в паре с индийским ситаром логично отдать хангу партию барабанов табла. То же решение напрашивается и в паре с индийской флейтой. Если совместить ханг с диджириду, то ему отводится ведущая роль, а фон и ритм ложится на духовые.

Что касается совмещения по тональности, то с хангом может играть любой инструмент, обладающий полным нотным рядом. Однако при использовании минусовок импровизация на ханге возможна только при совпадении музыкальных ладов, о которых уже шла речь в самом начале. Иными словами полноценно «вклиниться» с хангом в существующую композицию получается далеко не всегда. Приходится некоторые ноты исключать, что уменьшает гармонические возможности инструмента.
С другой стороны, если все полифонические инструменты ансамбля перейдут в тональность ханга, то все становится на свои места. И снова это сольфеджио (голос из зала). Ничего не поделаешь – из песни слов не выкинешь!