хэндпан из бочки

Ханг из бочки


Очарованные звуками ханга рано или поздно задаются вопросом поиска инструмента. Таких людей не просто много – их миллионы. По каким-то странным причинам, противоречащим законам рыночной экономики, хангами не завалены музыкальные магазины. И это при цене больше тысячи долларов, по сути, за пару килограмм очень недорогой листовой стали.

Разумеется, себестоимость хендпанов, прототипом которых является оригинальный «панартовский» ханг, складывается отнюдь не из стоимости металлопроката. Это очень кропотливая ручная работа и секретные технологии, которыми не спешат делиться известные мастера.

Ханг Иванов Сергей

Высокая цена хороших инструментов и их отсутствие в свободной продаже заставили многих музыкантов, мастеровых или просто предприимчивых людей, искать возможности сделать ханг собственными руками. На первый взгляд эта задача кажется вполне разрешимой, особенно тем, кто умеет работать с металлом. Но на деле она гораздо сложнее, поскольку приходится много экспериментировать и разгадывать технологические тайны этого инструмента.

Прототипом ханга считается стилпан – карибский стальной барабан. Его упрощенная версия представляет собой обычную стальную бочку. Такие бочки, часто прибивает к берегу островов Карибского архипелага, где местные жители придумали делать из них некое подобие барабана. Если долго и сильно бить по дну такой бочки, то оно выгнется и станет в разных местах давать разный тон.
Хендпен «хендмэйд»

Для изготовления качественного хендпена понадобятся специальные приспособления, обзаводиться которыми ради единственного инструмента не имеет смысла. Самое главное приспособление – фланец, позволяющий фиксировать заготовку и производить с ней различные манипуляции. Но хитрым людям пришла идея вычеканивать полусферы хендпена из стальной бочки. При этом ее корпус заменяет на время изготовления тот самый станок.

handpan Ivanov sergey

Для самодельного хендпена подойдет не любая бочка, а только неоцинкованная. При этом дно у нее должно быть ровным, т.е. без выдавленных колец или ребер. Требуемая толщина металла – около 1,2 мм. Если тоньше, то звук получится глухим, да металл может порваться при вытяжке. 

Первоначальная задача состоит в том, чтобы придать дну бочки вид полусферы. Любой жестянщик справится с такой работой легко. Пневматический ручной молоток сильно ускоряет процесс и повышает качество, поскольку гарантирует одинаковую силу удара. На этом «легкая» часть работы заканчивается. 

Далее, перед мастером стоит задача сформировать тональные поля – те самые плоскости с «ямками», которые расположены на верхней части – динге. Таких полей может быть 7, 8 и более, в зависимости от нужного строя. Чем больше площадь поля, тем ниже звук, и наоборот. В центре каждого их них выдавливается небольшая полусфера. В итоге получается резонатор, работающий по принципу акустической мембраны в динамике. Уменьшая или увеличивая площадь тонального поля, мастер выполняет точную настройку.

Форма и размер каждого поля определяется опытным путем, т.е. пока не установится нужная нота. Наверняка, в мастерских, где производство хангов или хендпанов поставлено на поток, существуют шаблоны для разметки полей. Но умелец, впервые столкнувшийся с изготовлением инструмента, за неимением таких шаблонов вынужден нащупывать ноты, постепенно расширяя поля. 

При настройке тональных полей пользуются цифровым тюнером. Если нет стационарного прибора, то можно скачать приложение для смартфона или компьютера, – у них тоже достаточно высокая точность. Для хендпана, как и для любого другого музыкального инструмента очень важна точная настройка. Поскольку все тональные поля находятся на общей основе, при настройке одного из них могут расстраиваться другие. Это можно сравнить с натяжкой спиц на велосипеде. Но постепенно, выводя ноты в ноль, учитывая соседние, удается найти правильную конфигурацию. Без опыта сделать это очень сложно, если не сказать хуже. На настройку динга может уйти очень много времени. И чем больше «рихтовать» металл, тем выше вероятность его прорыва в месте усталости. Тогда вся работа пойдет насмарку.

Ivanov Sergey Handpan

Готовый динг вырезается из корпуса бочки по внутреннему краю обода. Обратная сторона – гу – изготавливается проще, поскольку ее не нужно настраивать. В центре гу делается отверстие, через которое должна проходить ладонь. Через резонирующее отверстие можно подстраивать инструмент, постукивая с обратной стороны динга. 

Качество самодельного инструмента чаще всего сильно уступает мастеровому: сказывается отсутствие опыта, оборудования, а главное – технологических секретов. Классный инструмент с хорошим звуком не может стоить дешево. И это вполне нормальная практика, ведь если бы скрипки качества Страдивари мог делать каждый плотник, за них не отдавали бы миллионы долларов!