Владивосток Ханг

Распространенные строи ханга (handpan scales)


Ханг – самый сводный инструмент, потому, что научиться играть на нем можно не утомляясь изучением нотной грамоты и прочих занудных нюансов сольфеджио. Ханг – довольно простой инструмент, поскольку у него не больше десятка нот. Ханг – волшебный инструмент, потому что его звуки завораживают слушателей. Но он не примитивен, поскольку заставляет думать, вникать в свойства музыки, познавать то, как звуки могут взаимодействовать друг с другом. 

Тональный круг ханга состоит из областей, составляющих один из гармонических рядов. Это не уникальный случай, т.к. существует много инструментов с аналогичным тональным принципом, например, различные этнические флейты, перкуссионные комплекты и т.д. Гармонический ряд, по сути, исключает возможность тональных ошибок при импровизации. Проще говоря, в какой бы очередности не использовать ноты ханга, в итоге получится гармонически правильная последовательность. Более того, можно извлекать гармонические двух-, трезвучья, используя одновременно соответствующее количество нот. 

Не все ханги или хендпэны обладают одинаковым строем. Например, компания PANArt за все время своего существования предлагала целых 45 вариантов настройки. Но сегодня производством аналогов ханга занимаются десятки компаний, и каждый из них предлагает собственный строевой ряд. Многие производители берутся делать инструменты, строй которых определяет заказчик. 

Каждый строй имеет свои оттеночные свойства звучания. Прежде всего, различают минорные и мажорные строи. Минорные придают музыке оттенок грусти, а мажорные – веселые. Это если совсем просто. Но помимо мажорных и минорных строев существуют их разновидности, а также смешанные варианты. Изменяться может и тональность инструмента. Большинство тональностей не сочетаются друг с другом, либо сочетаются частично. Несовпадение по тональности приводит к дисгармонии в звуке, называемой также какофонией.

Звукоряды ханга получили свои названия. Один из самых популярных – Kurd. Это натуральный ре минор (D minor), в котором все ноты идут по порядку с си бемолем в ключе. Это достаточно универсальный строй, легко совместимый со многими другими инструментами. Курд можно охарактеризовать как лирический, душевный, хорошо подходящий хангу. 

Строй AkeBono – это пентатоника (целотонная гамма, в которой чередуются пять нот). Такой строй характерен для фольклора народов Южной Азии – от Катая до Таиланда и Бали. Немного расширенная пентатоника используется в блюзе, который пришел с африканского континента. Строй AkeBono хорошо подходит для импровизаций и сочетается с разной музыкой, исполняемой в подходящей тональности. 

Строй Mystic похож на Kurd, но в нем отсутствует третья и седьмая ступень, поэтому в тональной области только семь нот. Такая конфигурация придает музыке мистическую окраску. Строй Mystic можно имитировать на инструменте со строем Kurd, если не использовать третью и седьмую ступени. 

Hijaz – строй, характерной для арабской музыки. В варианте (D) его звуковой ряд состоит из A Bb C# D E F G A. Умелое использование нот этого ряда дает потрясающие эффекты, придающие музыке восточную окраску. 

Интересных строев, которые можно было бы описать, насчитывается еще не один десяток. Столь большой выбор предоставляет возможность создать свой собственный, если не уникальный, то оригинальный музыкальный почерк.