kannakol handpan

Коннакол при игре на ханге


Поклонники индийской этнической музыки наверняка не раз слышали композиции, в которых певец искусно проговаривает ритмы, используя слоги типа «таки-таки-дум» или что-то в этом роде. Это и есть коннакол – проговаривание ритмического рисунка. В классической музыкальной традиции юга Индии коннакол издавна используется как обучающая методика, а также как отдельное искусство, имеющее непосредственное отношение к тому, что сегодня называется вокальной перкуссией. С помощью этой методики можно обучить начинающих музыкантов исполнять ритмы любой сложности.

Природное чувство ритма имеют единицы. Остальным нужно развивать это чувство. Обучающие возможности коннакола на западе первым заметил американский джазовый трубач Дон Эллис. В 60-х годах он издал книгу «Современные ритмы», в которой предложил использовать для изучения сложных ритмов базу коннакола. И джаз – это первый западный музыкальный стиль, который взял индийскую ритмическую школу на вооружение. В джазе много импровизации, но немногие знают, что за ней стоит не только интуитивное знание музыки, а сотни часов музыкальной теории.

Коннакол возник как голосовая ритмика индийских ударных инструментов, первый из которых называется табла. Еще древние музыканты заметили, что если одновременно стучать и напевать ритмы, то можно достичь большего прогресса в мастерстве. К слову, это справедливо и для многих других инструментов, например фортепиано. Не стал исключением и ханг, который является гибридом перкуссионных и тональных инструментов.

Композиции, исполняемые на ханге, гораздо богаче звучат, когда мелодия сочетается с ритмическим аккомпанементом. Но одновременно играть мелодическую партию и отбивать ритм непросто. Немногим удается сыграть, по сути, две партии параллельно. Есть два способа играть на ханге в стиле мелодия-аккомпанемент: интуитивно и по методике кHandpan. Ivanov Sergeyоннакол. Быстро освоить такую игру интуитивно удается единицам. Это либо люди с врожденным талантом, либо опытные музыканты. Если не получается на слух воспроизводить сложную ритмику, то можно изучить ее постепенно, разложив на фразы, как в коннаколе.

При игре на хэндпане удар по дингу обозначается «Dum». Удары заполнения (они же фантомные удары или ghost notes) для правой и левой руки обозначаются «tak» — «ka» соответственно.  Щелчок по корпусу (сродни удару по малому барабану) одним пальцем, двумя, тремя или  же всей ладонью, принято обозначать «TEK». Эти четыре слова составляют базу коннакола при игре на ханге. Но это конечно же далеко не все.

Сначала может показаться, что коннакол очень сложен в постижении. Но стоит осилить с его помощью на хотя бы одну интересную музыкально-ритмическую фразу, как даже самые сложные композиции уже не кажутся столь недоступными для исполнения.